Люди та події
На головну                  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

  Свята, події, що відбулися 22 листопада

Запорізький автозавод випустив першу партію горбатих «Запорожців»

22 ноября 1960 г. первая промышленная партия легковых автомобилей «Запорожец» сошла с конвейера Запорожского завода «Коммунар».

Прообразом ЗАЗ-965 стал итальянский Fiat 600, но главной отличительной чертог стал V-образный четырёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который находился в задней части авто, и 13-дюймовые колеса. Еще одной характерной особенностью «Запорожца» стали двери, которые открывались против движения автомобиля, наваренные передние крылья, дополнительное зарешеченное прямоугольное отверстие на капоте для выпуска воздуха, который охлаждал двигатель, а также взаимозаменяемые лобовое и заднее стекло.

Один из первых советских автомобилей для массового потребителя, к сожалению, имел целый ряд недостатков: тесный салон, отсутствие внутренних ручек дверей, маленький объём багажника, который, как и капот, кстати, можно было открыть только из салона, очень шумный двигатель, его перегрев летом и затруднительный запуск зимой. Но в целом авто вышло прочным и экономичным, потому уже до конца года почти полторы тысячи «горбатых» разъехались по всему Советскому Союзу. На то время это был самый доступный автомобиль для населения и стоил он 1200 рублей.

Почти в неизменном виде ЗАЗ-965 выпускался до 1969 г., пока запорожские конструкторы во главе с В. Стешенко не разработали модель ЗАЗ-966 и запустили ее в серийный выпуск в 1966 г. Всего с 1967 по 1994 на ЗАЗе было выпущено 3 млн. 100 тыс. 338 «Запорожцев» моделей 966 и 968.

Однако экологическое несовершенство «Запорожца» требованиям Евросоюза, частью которого стремится стать и Украина, заставила Запорожский автозавод 19 сентября 2008 г. прекратить выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» - последнего наследника ЗАЗ-965.